"Чем выше взлетишь, тем больнее падать", - с
этой цитаты Мао Цзедуна начинается фильм Андрея Кравчука "Викинг". И
как с легкой руки авторов картины народная пословица нашла своего отца в лице
"председателя Мао", так и выстроен весь фильм: викинг без викинга,
крещение без крещения и Владимир без Владимира.
События фильма разворачиваются незадолго до Крещения
Руси в 988 году. В 972 году погибает князь Святослав Игоревич. Правление Киевом
переходит к Ярополку, брату Владимира. В результате междоусобных войн погибает
Олег, третий брат. Владимир бежит в Скандинавию, где последующие три года
собирает войско...
Как показывает практика, авторы экранизаций
исторических событий должны четко определиться в первую очередь со своим
собственным отношением к этим самым событиям и героям. Такое самоопределение по сути составляет костяк замысла, то есть того,
что автор хочет донести до зрителя. Именно здесь
начинаются все проблемы "Викинга".
Совершенно непонятно, о чем же все-таки фильм?
С одной стороны, это картина о князе Владимире, но он предстает
перед нами как нечто совершенно аморфное. Он не жестокий и не милостивый, не
вероломный и не простак, не величественный и не жалкий. Зачастую его реакции на
события не поддаются логическому объяснению, так как они есть следствие
движения сюжета из ниоткуда в никуда. Собственно, на протяжении всего
хронометража, картина топчется на месте, а при попытках движения незамедлительно
буксует. Поэтому в момент максимального катарсиса в сцене первого причастия и
последующего раскаяния Владимира не остается ничего кроме полного равнодушия.
www.kinopoisk.ru |
С другой стороны, «Викинг» - фильм о Крещении Руси, но и эта тема
раскрыта между делом, вскользь. Крещение Руси – основное событие в истории
формирования русской государственности. Основа для объединения разрозненных
княжеств в единое целое. Тут, конечно, легко свалиться в патетику, но лучше уж
так, чем вообще никак. Сергея Михайловича Эйзенштейна часто упрекали в
патетичности, но тем не менее это никоим образом не помешало ему стать одной из
ключевых фигур мирового кинематографа, вдохновившего тех, кто уже сейчас так же
вписали себя в историю, стали классиками, на фильмах которых учатся и которые
вдохновляют молодых кинематографистов по всему миру. А все благодаря
целостности замысла и силы художественного воплощения на экране. Крещение Руси
в контексте «Викинга» - это интимное открытие самого князя Владимира, раскрытое
в рамках одной сцены, без всяких на то резких оснований. Даже такой
инструментарий, как язычество в качестве антипода христианству, со всеми своими
бессмысленными и жестокими жертвоприношениями, не используется авторами. То
есть сцены есть, а взаимодействия между ними нет. Подробное смакование
жестокости язычества – вот и все. К примеру, Мел Гибсон в своем фильме
«Апокалипсис» тоже подробнейшим образом показывал всю жестокость существовавшего
общественного устройства Майя, но у него каждый кадр работал на общую идею,
схожую (но не воспроизводящую) с концепцией Освальда Шпенглера в «Закате
Европы», что цивилизация, достигнув определенного этапа развития, погибает от
самой себя. И все сцены, весь событийный ряд, приводят зрителя к логичному и
яркому финалу. Спасшиеся герои выбегают к берегу океана, где высаживаются
испанские конкистадоры. «Викинг» же – это череда несвязанных между собой событий
и сцен, результат которых - погружение в воду толпы людей в белых кафтанах.
И, наконец, почему «Викинг» называется викингом? Из всех персонажей
в кадр попадают от силы четыре-пять наемных викингов, сражающиеся за Владимира,
периодически сомневающиеся в платежеспособности князя и подкармливающие
будущего крестителя отваром из галлюциногенных грибов.
Остается только одно – визуальный ряд. И вот здесь «Викинг» хорош.
Натуралистичность происходящего ощущается кожей. Немногочисленная графика,
которая в большинстве отечественных фильмов выбивает зрителя из картины своей
убогостью, здесь уместна при доминировании огромного количества реально
отстроенных декораций. Мрачно гнетущая атмосфера: грязь, кровь, отрубленные
конечности, лязг мечей, копий и сабель – это по настоящему сильная сторона
фильма, но вовсе недостаточная, когда во главе холодный расчет, желание угодить
всем и сразу и полное отсутствие смысла. И раз уж «Викинг» начинается с цитаты
Мао Дзедуна, то позволю себе и закончить цитатой китайского председателя: «...лавировали,
лавировали, да не вылавировали…».
2 из 5
Комментариев нет:
Отправить комментарий