XVII век.
Япония. Жестокие гонения на христиан достигли своего апогея. Двое католических
священников из Португалии, Себастьян Родригез (Эндрю Гарфилд) и Франциско
Гаррупе (Адам Драйвер), инкогнито пробираются в Японию, чтобы найти своего
духовника Криштована Феррейру (Лиам Нисон), который пропал без вести во время
гонений. Они начинают миссионерскую деятельность в паре деревень попутно
наблюдая за невыносимыми страданиями японцев, принявших христианскую веру и
готовые за нее умереть.
«Молчание» -
новый-старый фильм Мартина Скорсезе. Замысел экранизировать роман Сюсаку Эндо с
одноименным названием пришел в голову мастера еще в далеком 1988 году. Но из-за
множества обстоятельств и перипетий (о которых обстоятельно написано в статье
«Ревизия долгостроя: «Молчание» Мартина Скорсезе https://www.kinopoisk.ru/article/2869256/)
реализация проекта откладывалась в
долгий ящик под гул судебных тяжб . Но хороший замысел в хороших руках с годами
становится только лучше и «Молчание» тому пример. Обстоятельное, детальное
полотно с медленным, обволакивающим ритмом, который погружает тебя в
кинематограф, которого больше не существует. Меньше всего ожидаешь увидеть
такую картину в 2017 году. Возможно именно киноязык, на котором говорит в своем
фильме Скорсезе, делает «Молчание» каким-то интимным и очень личным
высказыванием автора.
www.kinopoisk.ru |
Удивительно,
что «Молчание», которое должно было появиться на свет после «Последнего
искушения Христа», по воли судеб, стала финальной частью трилогии Скорсезе (в
середине еще был «Кундун») о вере и это обстоятельство стало настолько логичным
и закономерным, что сложно представить, если бы все сложилось иначе. И вот
здесь возникает удивительный парадокс ,
что фильм по духу из прошлого отлично встает в современность в контексте
творчества Мартина Скорсезе.
Молчание в
«Молчании» во всем. Предельно аккуратное отношение к звуку, подчеркнутое полным
отсутствием музыки. Шумы и звуки - это
отдельный пласт, важнейший инструмент для Скорсезе. Вдруг возникает невыносимый
стрекот сверчков, колышется трава, шумит вода, бьющаяся об скалы. А в другой
момент почти абсолютная тишина, где-то совсем вдалеке скрип колес и из дымки в
деревню въезжает процессия во главе с безжалостным инквизитором Иноуэ чьи,
построенные на аналогиях, диспуты с Родригесом о геополитике и теологии
отдельный плюс картины.
По мере движения
сюжета можно проследить трансформацию центральной темы, вынесенной в название
фильма. В начале падре Родригес удивляется тому, что угнетенные крестьяне,
принявшие христианство, молчат и терпят все издевательства со стороны
инквизитора. Но чем дальше Родригес погружается в мир христиан в Японии, тем
больше у него возникает вопросов к Богу и есть ли Он. Почему Он молчит,
наблюдая за страданиями своей паствы? И когда проходит кульминация, герой
приходит к молчанию во спасение. Сломить свое эго и в первую очередь подумать о
прихожанах.
При всей
этой, казалось бы идиллии, возникает один очень важный вопрос. А для кого этот
фильм? Многие современные зрители не оценят неспешности повествования,
отсутствие музыки, скрупулёзности в деталях (особенно это касается жестоких
пыток) и прочих атрибутов этого нового-старого
фильма, который по-настоящему требователен к зрителю. «Молчание» - это не
высказывание, а скорее попытка разобраться в себе и прояснить что-то для себя.
Нужен ли для этого зритель? Возможно, нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий